Известно, что в период внутриутробного развития ребенок способен выделять и запоминать речь матери или часто звучащее музыкальное произведение. Сразу после рождения младенец готов к восприятию звуков и уже имеет предпосылки к речевому развитию.
Наблюдая за родителями, малыш замечает, что звуки, которые они произносят, сочетаются с из действиями. И так как ребенок хочет быть частью группы разговаривающих людей, он начинает использовать свой голос, чтобы достичь желаемого результата, например привлечь внимание мамы. В возрасте 3-4 месяцев малыш впервые начинает произносить отдельные звуки и складывать их вместе. Но так как он ещё не умеет управлять органами речи, он пытается воспроизвести то, что услышал.
Многие дети начинают произносить слова уже к концу первого года жизни, при этом некоторые малыши выговаривают что-то вроде «мама», «баба», а большинство выдает ни на что не похожий набор звуков.
В развитии речевых способностей малыша выделяется несколько фаз:
-
1 фаза — простейшая имитация: ребенок «общается» с помощью отдельных звуков.
-
2 фаза — малыш реагирует на произносимое вами слово, буквально «смотрит вам в рот».
-
3 фаза — ребенок отвечает речью на речь.
В течение первого года жизни малышу необходимо слушать речь взрослых, однако это должны быть не просто разговоры людей между собой, а слова, обращённые именно к ребёнку. Только в этом случае они смогут повлиять на развитие речи. Если вы занимаетесь с малышом, например «озвучиваете» процесс одевания или купания, вы скоро заметите, что он старается повторять наиболее простые слова. Многие дети любят слушать сказки, стихи, колыбельные песни, поэтому стоит почаще пользоваться ими. Например, купая малыша, приговаривайте «с гуся вода, с лебедя вода, с моего дитя — вся худоба»; «водичка, водичка, умой моё личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». Обязательно здоровайтесь с ребенком, когда он просыпается, время от времени наклоняйтесь к нему и произносите одни и те же звуки, побуждая малыша отвечать вам.
На втором году жизни дети начинают активно участвовать в «разговорах» со взрослыми: они внимательно слушают, что им говорят, и пытаются отвечать. Общение становится ситуационно-деловым, и малыш как будто приглашает взрослого поучаствовать в нем. Рассказывайте ребенку о предметах, которые его окружают, поясняйте все свои действия, играйте с ним в кубики, собирайте пирамиды и матрёшки, нанизывайте на леску бусины, чередуйте крупные и мелкие. Показывайте ребенку книжки с большими, яркими, отчетливыми рисунками животных, людей. Просите малыша найти кого-нибудь на картинке, имитируйте голосом звуки, которые издают животные.
После двух лет малыш начинает говорить короткими, простыми фразами. Речь ребенка прерывиста, поскольку он ищет слова, чтобы выразить свои мысли. Желание малыша общаться может превышать объем слов, которые он знает, и иногла это приводит к запинкам и повторам.
Ограниченность речевого контакта у ребенка и взрослого так же, как и излишне перегруженные монологи, могут привести к задержке речевого развития.
В возрасте 2-3 лет малыши охотно играют в ролевые игры, кукольный театр, слушают детские песни, сказки. Предлагайте ребенку карандаши, краски, пластилин, глину. Что бы ни получилось у него в результате творчества, обязательно похвалите его.
Четырехлетние дети умеют вести простую беседу, отвечать на вопросы, рассказывать сказки и короткие рассказы по картинке, хорошо ориентируются в цветовой гамме, знают несколько стихотворений и песенок, могут считать в пределах десяти, знают буквы.
В этом возрасте полезно создавать аппликации из песка, крупы, работать с глиной и пластилином, природными материалами, рисовать губкой, мелом. Дети охотно играют в сюжетные игры, с помощью родителей мастерят наряды. Взрослым нужно внимательно наблюдать, чтобы речь ребенка была образной, а артикуляция — правильной.