Далеко- близко, выше – ниже, вчера – сегодня…
Маленькому человечку сложно разобраться с этими понятиями без помощи взрослых. Именно поэтому родители могут позаботиться о том, чтобы абстрактные понятия вовремя вошли в его жизнь.
Познавательные способности, связанные с поиском одинакового и разного, - важный компонент интеллекта, который развивается постоянно в течение всей жизни, но особенно интенсивно – в детстве. Поэтому очень важно, чтобы малыш учился устанавливать причинно-следственные связи,м сравнивать качества и признаки предметов. Поскольку процессы мышления у детей протекают и формируются на основе образных представлений, родители должны знакомить малыша с тем, что его окружает, учить находить связь между предметами и явлениями и придавать своим суждениям и умозаключениям разные формы. В этом вам помогут простые упражнения.
-
Как только малыш начнёт удерживать предметы в руке, при каждом удобном случае давайте ему игрушки, называя и определяя их.
«Это кубик, он маленький и твёрдый.
Это шарик, он тяжёлый и круглый.»
Учите малыша ориентироваться в разнообразии форм: разложите на полу несколько мячиков и расскажите ему, какого они цвета, размера: «Синий мяч больше красного , а жёлтый совсем маленький».
-
Сделайте мячик из газеты и покажите, как далеко и высоко он может летать, но совсем не может катиться. Чтобы ребёнок разобрался с понятиями «лёгкий» и «тяжёлый», покажите ему как кружится в воздухе пёрышко или летают мыльные пузыри. Положите в пакет несколько кубиков и дайте ребёнку с комментариями: «тяжёлый, полный», затем вытащите кубики – «лёгкий, пустой».
-
То, что пластилин – липкий, а кора дерева – шероховатая, ребёнок поймёт, когда начнёт мастерить из них разные штучки. Играя в кубики, объясните малышу, что значит «высокий – низкий, длинный – короткий». «Башня высокая, а дом низкий. Гараж ниже дома. Поезд длинный, а вагон короткий».
-
Из разных коробок постройте город: дома, площадку, магазины, поликлинику, деревья. Затеи отправляйтесь в путешествие по городу и объясняйте ребёнку понятия «левый – правый, зад – перед, дальше – ближе».
-
Положите на стол и в коробку несколько одинаковых предметов. Затем доставайте их по одному и предлагайте малышу найти «брата – близнеца» на столе. Оперируйте понятиями «одинаковый», «разный».
-
Чтобы научить ребёнка соотносить предметы с их изображением реальных предметов, изготовьте несколько больших красочных таблиц с изображением реальных предметов, а в коробку положите их прототипы. Через некоторое время усложните задачу, положив в коробку один предмет такой, как на картинке, а с другой – с каким-нибудь небольшим отличием.
-
В пластиковую бутылку насыпьте разноцветные бусины и дайте ребёнку ими погреметь. Затем доставайте по одной бусинке и комментируйте: «Одна бусинка снаружи, а семь внутри». Когда вы достанете все бусины: «Теперь бутылка пустая».
-
Принимая ванну, играйте в «полное-пустое», «мелкое – глубокое», наполняя водой формочки, лейки и бутылки. В коробочном городе сделайте из бумаги несколько дорог: короткую и длинную, широкую и узкую. Во время прогулки говорите слова «шире- уже», «короче- длиннее».
-
Покажите малышу фотографии родственников, обращая его внимание на сходство и различия: «»Дедушка старше папы, у него есть усы, а у папы нет. И дедушка и папа носят очки».
-
Сделав бумажный кораблик, пустите его плавать и дуйте на него с разной скоростью, оперируя понятиями «быстрее- медленнее».
-
Часто у детей возникают проблемы с осознанием хода времени. Соберите детские фотографии и сделайте несколько схем- плакатов: малыш встаёт, умывается, завтракает, убирает постель. Разложите картинки и объясните, что он делает утром, а что днём и вечером. Почаще задавайте малышу вопросы, на которые можно ответить, опираясь на картинки: «Что ты делаешь утром? Когда ты ешь суп? Когда ты ложишься спать?»
-
Чтобы объяснить малышу, что такое завтра и вчера, сделайте вот что. Нарисуйте на бумаге домик, скажите: «Сегодня мы нарисовали дом» и уберите рисунок. На следующий день достаньте его со словами: «Вчера мы нарисовали дом, сегодня поселим в него мишку и зайчика» и добавьте «Что мы нарисовали вчера»? Затем предложите: «Завтра мы можем нарисовать ещё один домик или кораблик». Чем чаще вы будете оперировать этими понятиями, тем быстрее малыш разберётся что к чему.